avangard-pressa.ru

Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственные программа социально-экономического - Экономика

1 Понятие трансформационной экономики, её основные черты и особенности.

Трансформационная экономика -

это промежуточное состояние экономики между двумя устойчивыми системами, отражающее карди­нальный переход от одной системы общества к другой.

Термин «трансформация» (от позднелат.

transformatio -

преобразо­вание, превращение) связан со значительными институциональными изме­нениями, с большими организационными вмешательствами, с особыми, трансформационными, функциями государства. С учетом этих особенно­стей «трансформацией» и

«трансформационным периодом» сейчас назы­вают превращение плановой командно-централизованной системы в иную, рыночную, экономическую систему.

А это

новый

для истории тип пере­ходного периода. Трансформационная экономика не является типом эко­номической системы.

Переходные процессы изучаются новым направлением научных исследований, называемым

транзитологией

(transition - англ. – переход)91.

Трансформационным периодом называют переходный период переживаемый странами СНГ, а также странами Центральной и Восточной Европы. По сути, это тоже переходный период, но отражающий кардинальный переход от одной системы экономики и обществава к другой - от централизованно-плановой к рыночной. Термин «трансформация» (лат. - превращение) несет в себе заряд особой радикальности, связанной не только с экономическими, но и со значительными институциональными изменениями и превращениями с большими организационными вмешательствами, с особыми трансформационными функциями государства, с резкими социальными изменениями. С учетом этих особенностей трансформацией сейчас называют превращение командно-централизованной системы в иную, рыночную экономическую систему. Тогда главной особенностью трансформационного периода становится неустойчивый дуализм двух разных сосуществующих систем.

Итак, системная трансформация есть процесс кардинальных изменений, заключающихся в замене системы централизованно планируемой экономики на систему рыночной экономики с коренными изменениями механизмов распределения национального дохода и имущества.

Процесс трансформации означает процесс слома атрибутов и отношений прежней системы и одновременное создание ключевых форм новой (рыночной) экономики: частного бизнеса, развитой конкуренции, свободного ценообразования, рыночной финансовой системы и т.д. Этот процесс более «травматичный», чем естественно-эволюционный переход от системы к системе.

Главная функция трансформационного периода - сформировать основу новой экономической системы

.

Трансформационная экономика имеет свои основные черты и специфические особенности.

Основные черты переходной экономики:

1. Нестабильный, неустойчивый, неравновесный характер. Экономи­ческая система как совокупность связей между элементами утрачивает ус­тойчивость в результате разрыва этих связей. Изменяется способ принятия решений предприятием: вместо директив сверху - самостоятельные реше­ния на основе цен, спроса и других рыночных факторов.

2. Неоднородный, многоукладный характер экономики. Изменение состава экономических элементов - наличие старых, оставшихся от преды­дущей системы (госпредприятия); новых элементов (коммерческие банки, биржи), а также промежуточных, переходных форм (организации, регули­рующие процесс преобразований). В переходной экономике старые элементы приобретают новые содержание и функции, а новые находятся в процессе становления и могут отличаться от тех же элементов в рыночной экономике.

3. Сильное воздействие неэкономических факторов - политических, международных, криминальных.

4. Альтернативный, многовариантный характер преобразований. Прав­да, альтернативность относительна, так как она ограничена тем, каков началь­ный этап - в постсоциалистических странах это плановая экономика индуст­риального типа. Имеет место выбор лучшего из возможных вариантов преоб­разований, но различные слои общества часто хотят сделать различный выбор.

5. Исторический характер переходных систем — это экономика осо­бого переходного периода.

Специфика трансформационной экономики как «смешанной», струк­тура ее представлена единством элементов рыночного хозяйства и админи­стративно-командной системы, в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.

Первая особенность

связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой за­мены существующих экономических форм другими, желательными. По­добные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение дос­таточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Вторая

особенность функционирования переходной экономики - ин­тенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимо­сти эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависят правильность выбора направлений, путей развития и его практическая реа­лизация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если ре­формы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Необходимость выделения этапов (периодов) подтверждается опытом трансформации, переживаемой странами Восточной Европы и бывшего СССР. Опыт показал, что к рынку нельзя, как хотелось бы, прийти ни за 400, ни за 500 дней. Пожалуй, быстрее всех этот процесс (при огромной финансовой помощи извне) совершает бывшая ГДР, но и здесь переход, начатый в XX веке, по свидетельству специалистов, может закончиться лишь в середине XXI века.

Первым этапом переходного периода можно назвать скрытый (латентный) его этап, когда более или менее заметно возникают и множатся разные предвестники перехода. Однако этот этап может пройти и незамеченным. Так, в Польше еще к концу 80-х го­дов 20% ВВП производилось в частном секторе хозяйства.

Вторым этапом переходного, трансформационного периода следует назвать этап системно-кризисного состояния экономики. Такой кризис существенно отличается от циклических кризисов - «болезненных состояний» устоявшейся экономической системы, которые заканчиваются ее выздоровлением и дальнейшим функционированием. Кризисный этап переходного периода в отличие от этого являет собой системный кризис, т.е. кризис самой экономической системы, ее неспособность или невозможность преодолеть противоречия и раз­виваться дальше. Кризисный этап перехода может быть более или менее длительным, более или менее разрушительным как для эконо­мики, так и для общества в целом. Но он особо болезненный для про­изводственной сферы, впадающей в состояние спада или упадка, а то и полной потери экономической дееспособности. Особенно же стра­дают на этапе системного кризиса основные массы населения, уро­вень жизни которых так катастрофически падает под влиянием ги­перинфляции, передела собственности и безработицы, что за чертой бедности оказывается до половины и больше населения.

Кризисный этап переходного периода выражается в кризисе всех элементов системы. Поэтому он охватывает: и производительные си­лы, которые теряют свою эффективность, а порой и дееспособность, и экономические отношения во всех основных звеньях, и движущие си­лы системы, и, конечно, механизм координации, импульсивное и раз­лаженное функционирование которого уже, по сути, систему не коор­динирует. А плохо регулируемая или вовсе не регулируемая система разрушается еще быстрее.

Третий этап переходного периода общесистемного типа - это этап борьбы нового и старого, а также достижения относительной стабильности. На этом этапе элементы новой системы начинают нарастать и усиливаться. Но и старые формы и отношения продол­жают существовать и в определенной мере «работать». Но старое ослабевает под натиском новых сил и элементов экономики. В оп­ределенный период эти процессы уравновешиваются.

Четвертый этап - этап активного создания основ новой эконо­мики и ее утверждения. Это решающий этап. Пока он не состоялся, трансформация не закончилась. Конкретное же содержание этого этапа во многом зависит от того, какая новая экономическая система приходит на место старой. Кстати отметим, что, как признает боль­шинство исследователей, трансформация началась и осуществилась во многих странах Центральной, Восточной Европы и СНГ при от­сутствии комплексной теории и конкретной программы трансформа­ции постсоциалистических стран. Это привело к определенной сти­хийности и волюнтаризму, к появлению «трансформационных мифо­логий» типа «народного капитализма», массовой ваучерной привати­зации и др. В целом же трансформация при возможных различиях в прохождении этапов в разных странах означает радикальную смену одного экономического строя другим.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пе­риод, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому мо­гут рассматриваться как закономерности. Их три:

- утрата государством функций единоличного распоряжения эконо­мическими ресурсами;

- снижение эффективности производства;

- преобладание экстенсивного типа развития;

- невосприимчивость экономики к достижениям НТП;

- диспропорциональность развития народного хозяйства;

- уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп;

- подрыв трудовой мотивации;

- исключение предпринимательской инициативы;

- постоянный всеобщий нарастающий дефицит.

- бюджетный кризис;

- трансформационный спад.

Выделяют следующие

главные задачи трансформационной экономики:

- преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в эту фазу;

- формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;

- реформирование отношений собственности как основы экономиче­ской системы;

- создание условий экономической свободы для всех субъектов хо­зяйствования;

- формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирова­ния экономики.

В настоящее время в Республике Беларусь идет формирование соци­ально ориентированной рыночной экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика -

это высоко­эффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием рас­пределения доходов, стимулирующих предпринимателей к расширению и совершенствованию производства, а наемных работников - к высокопро­изводительному труду.

Она базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, га­рантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, повышения благосостояния работника в зависимости от резуль­татов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социаль­но не защищенных слоев населения, социального партнерства между госу­дарством, профсоюзами и союзами нанимателей.

Вбирая в себя эти основные принципы,

белорусская модель уже на концептуальной стадии отличается своими специфическими особенно­стями, которые отражают историю страны, традиции народа, его на­циональный характер с обостренным чувством человеческой солидарно­сти, коллективизма и взаимопомощи.

Необходимость перехода от административно-командной экономи­ки к рыночной

была обусловлена тем, что со временем стали все острее проявляться отрицательные последствия планового функционирования экономики.

Макроэкономической стабилизацией называют совокупность мер, предпринимаемых государ­ством для приведения объемов национального производства и заня­тости, а также инфляции и безработицы к состоянию естественной стабильности, учитывая экономики меняющихся систем (табл. 1).

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эф­фективностью.

2.Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.

Различают два основных варианта преобразования админи­стративно-командной экономики в рыночную: первый (исторически более ранний) - эволюционный путь (градуализм) постепенного создания ры­ночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия, Республика Бе­ларусь); второй - «шоковая терапия», применявшаяся в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме - в Поль­ше), с той или иной степенью интенсивности в России,

Различия между указанными путями заключаются в сроках осущест­вления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охва­та рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др. Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не только от воли политического руководства, но и от комплекса политических, экономических, социаль­ных, исторических и других факторов.

Градуалистская модель — это модель постепенных эволюционных преобразований с использованием элементов прежней системы. Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к ры­ночной экономике:

1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последова­тельно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями.

2. Начало реформы связывается с установлением динамического рав­новесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров, оказания услуг и насыще­нию ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производствен­ных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

3.Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производ­ства, сбыта потребительских товаров и только потом распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями с целью избе­жать резкого снижения жизненного уровня населения.

5. Проводится жесткая финансовая политика по сдерживанию ин­фляции.

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется ча­стное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Ускоренное развитие сельского хозяйства и связанных с ним от­раслей по производству потребительских товаров способствует внедре­нию в экономику рыночных механизмов, насыщению потребительского рынка.

Модель «шоковой терапии» сводится к революционным одномо­ментным разовым преобразованиям, коренному слому прежней системы, что говорит о высокой степени радикализма.

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму, рыночная экономика является саморегулирую­щейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняет­ся важнейшая функция - поддержание устойчивости финансовой системы, для чего необходимо решительно бороться с инфляцией, которая сдержи­вает регулирующую роль рынка.

Стратегия радикального перехода предполагает ряд важнейших ин­ституциональных преобразований:

- одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров, услуг и переход от государственного материально-технического снабже­ния к свободной торговле средствами производства и предметами потреб­ления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

- скорейшее разрушение прежней системы централизованного пла­нирования и замену административных способов государственного регу­лирования экономическими, среди которых главными являются ужесточе­ние условий .предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

- ускоренную приватизацию государственной собственности, пере­ход к частной собственности на землю;

- либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для ино­странных товаров и капитала.

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной эко­номике сводятся к следующему:

во-первых,

в условиях унаследованных от прежней системы огром­ных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой ачожения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе - при оттоке ресурсов из реального сектора;

во-вторых,

стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на пер­вых порах вызывает высокую инфляцию;

в-третьих,

стратегия радикального перехода, сопровождаемая высо­кой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладаю­щей части населения и усиление социальной дифференциации.

3.Основные направления рыночных преобразований.

Основными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие:

1.

Реформирование отношений собственности путем разгосудар­ствления и приватизации.

Именно в результате приватизации должно ус­тановиться многообразие форм собственности - государственной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конку­рентных рыночных отношений, стабилизации экономики.

2. Либерализация экономики

- это система мер, направленных на от­мену или резкое сокращение запретов и ограничений, государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет широкое рас­пространение и включает отмену государственной монополии на осущест­вление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), пре­кращение централизованного распределения ресурсов, переход к форми­рованию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

3.

Демонополизация экономики и создание конкурентной среды,

предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проник­новения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предос­тавления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой полити­ки естественных монополий, в отдельных случаях укрупнение фирм.

4.

Институциональные преобразования,

включающие изменения от­ношений собственности (создание частного сектора), формирование ры­ночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых

бирж, инвестиционных фондов и т. д.), создание новой системы государст­венного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным усло­виям хозяйственного законодательства.

5.

Структурные преобразования,

направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отрасле­вой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики - выпуск продукции, пользую­щейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

6.

Макроэкономическая стабилизация

(в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществ­ляется нередко в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфе­ре, особенно в виде высокой инфляции, которая препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому снижение ее до минимума жизненно важно для переходной экономики. В систему мер макроэкономи­ческой стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т. д.

7.

Формирование адекватной рыночному хозяйству системы соци­альной защиты населения.

Эта система мер направлена на переход к ад­ресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Успех сложных переходных преобразований экономической системы в значительной мере зависит от регулирующих действий государства, от правильности экономического курса, внутренней и внешней политики. Под государственным регулированием в трансформационной экономике

понимаются сознательно осуществляемый законодательными, исполни­тельными и контролирующими органами процесс упорядочения перехода, а также обеспечение условий для достижения необходимых целей и задач переходного периода в экономике.

4. Роль государства в трансформационной экономике.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной эко­номике основным их регулятором является рынок.

Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является домини­рующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере. Тем не менее в переходный период командно-административные ме­тоды регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться.

В течение определенного периода они сосуществуют (как в типич­ной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерными для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмешательства в эконо­мику и постепенно сужается государственное регулирование экономиче­ских процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструмен­ты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся ранее, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые го­сударством функции в экономических процессах объективно должны по­степенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приори­теты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизнен­но важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

- эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регули­рование;

- обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

- формирование устойчивой макроэкономической ситуации, вклю­чающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

- обеспечение минимальных социальных стандартов по предостав­лению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

- реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

- развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

- проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

- формирование производственной, социальной и экологической ин­фраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

- поддержка социально не защищенных групп населения;

- охрана окружающей среды, совершенствование экологических ре­гуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

- формирование рациональных территориальных пропорций воспро­изводства и комплексное развитие производительных сил регионов.