avangard-pressa.ru

Белорусская экономическая модель. - Политология

Сам термин «белорусская модель экономики» появился сравнительно недавно – накануне президентских выборов 2001 г . во время подготовки программы социально-экономического развития страны на текущую пятилетку (2001-2006 гг.).

Сущность модели заключается в следующем:

– сохранение крупного государственного сектора во всех основных отраслях экономики;

– административное регулирование денежных доходов населения и цен на товары первой необходимости;

– сохранение социалистической системы социальной защиты населения, для чего через бюджет перераспределяется до 55% ВВП;

– поддержание занятости населения через систему государственных заказов и прямого запрета на увольнения;

- неприменение процедуры банкротства к убыточным предприятиям государственной формы собственности, а также принудительный перевод в особых случаях финансово несостоятельных негосударственных предприятий в государственные;

– стимулирование экспорта через различные системы льгот предприятиям-экспортерам.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются:

· сама политическая власть, ее сущность и структура;

· механизм распределения и осуществления власти;

· легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества.

Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций (лат. functio - исполнение, осуществление). В числе их можно назвать следующие:

Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.

Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.

Практическая функция политологии заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.

Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического общества.

Сущность политикив современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусныйиконфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска компромиссов, и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов, областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми.