avangard-pressa.ru

Беларускае Адраджэнне. Дзеячы Адраджэння: Ф. Скарына, М. Гусоўскі, Л Сапега. Кнігадрукаванне. Архітэктура і выяўленчае мастацтва - Культура

Возрождение - условное название, связанное с стремлением возродить античную наследство. Но это было не простой рест-рацией, а способом формирования новой культуры, буржуазной по своей сути. Характерной чертой эпохи Возрождения был процесс формирования народных языков буквально во всех ел-европейских странах, становления и развития национальных культур.

Представителем ренессансная культура в Беларуси был перво-печатник, "гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551). Он родился в купеческой семье в Полоцке. Предполагают, что там, а также в Вилыги Ф. Скорина получил первоначальное образование. В 1504 г. он поступил в Краковский университет, через два года получил ученую степень бакалавра философии, а позже - доктора свободных наук. В 1512 г. в итальянском г. Падуя, университет которого славился на всю Европу медицинским факультетом, Ф. Скорина вытрет-мау экзамен на получение ученой степени доктора лекарских наук.
Биографические сведения о жизни первопечатника не очень богаты, но можно предположить, что после получения ученой степени его заинтересовали общественные проблемы и гуманитарные науки, зародилась мысль издать книги Библии на родном языке, сделать их доступными для своих земляков. Оказавшись в Праге, Ф. Скорина посредством за-можно виленских и полоцких мещан Богдана Онкава, Якуба Бабича, Юрия Адверника, возможно и брата Ивана Скорины основал типографию. За неполные три года он перевел, прокомментировал и подготовил к печати 23 книги Библии. 6 августа 1517 г. вышла в свет первая книга - "Псалтырь". Ф. Скорина имел намерение издать всю Библию, о чем свидетельствуют общий титульный лист, предисловия ко всему изданию. Однако это задумка осталась незавершенной. Первопечатник выдал преобладает-ную часть Ветхого Завета, причем выбрал из Библии наиболее важные книги.
В 1520 г. Ф. Скорина покинул Прагу и переехал в Вильнюс, где открыл первую на своей родине типографию. В 1522 г. вышла в свет "Малая подорожная книжка" - сборник религиозных и светских произведений. Книга предназначалась людям, которые по характеру своих занятий должны были часто путешествовать и в дороге получать конфессиональную и астрономическую информацию. Как и последнее издание Ф. Скорины "Апостол" (1525), "Малая подорожная книжка" была небольшим удобным изданием, на-печатным на дешевой бумаге. Эти качества делали книги перво-печатника гораздо большим доступными для широких кругов населения.

Ф. Скорина внес значительный вклад в разработку белорусского литературного языка. Язык его изданий характеризуется как типичный образец белорусского редакции церковнославянского языка.

Прекрасным деятелям белорусского культуры был поэт-гуманист эпохи Возрождения, представитель новолатинской литературной школы Николай Гусовский (1470 (?) - 1533 (?). Родился будущий знаменитый поэт в семье великокняжеской ловчего. 3 детских лет отец приучал сына к охотничьему профессии. М . Гусовский имел возможность пойти по пути своего отца, однако он отдал предпочтение приобретению знаний и получил образование в Вильне, Польши, Италии.
В 1518 г. М. Гусовский попал в Рим в составе польской дипломы-политической миссии, которую возглавил Витэлий, секретарь великокняжеской канцелярии, епископ плотян, что поддерживал будущего поэта. По заказу папы римского Льва Х В 1522 г. Н. Гусовский создал свое лучшее произведение "Песнь о фигуру, дикость зубра и охоту на него". Написанная на классической латыни, поэма не осталась лишь рассказом об охоте на зубра, она оказалась произведением, где отражены жизнь народа и судьба страны в переломный момент истории. Через все части поэмы проходит тема родины, а зубр выступает как Олега-рычны образ родного края. Одну из главных причин несчастий и страданий родины М. Гусовский видел в войнах. Поэт-гуманист призывал покончить с междоусобицами, предложил идею единения разных по куль-туры и веры европейских народов перед угрозой турецкого и татарского нашествий. В поэме автор большое внимание уделил отражению жизни простых людей, их быта, обычаев и занятий. Он пропагандировал систему латинской европейского образования, отводил искусству и науке большую роль в воспитании народа.
Таким образом, в белорусском литературы второй половины XIII - пер-первой половины XVI в. преобладали средневековые идейно-художественные принципы, традиционные темы и жанровые формы. Однако с конца XV - начала XVI в. под влиянием Ренессанса проявляется тенденция к преодолению старых традиций, совершенствуется белорусский литературный язык, происходит секуляризация, демократизация и гуманизация литературы.

Архитектура и изобразительное искусство. На процесс становления и и развития белорусского архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Широкое распространение-сюжаяне на Беларуси приобрела готика - художественный стиль, заимствованный в Западной Европе. Готика с середины XII в. пришла на смену роман-скам стиля и получила свое название от названия племени готов.

Готика в Беларуси была представлена многочисленными оборонительными сооружениями - замками, которые одновременно являлись административными, политическими, экономическими и культурными центрами. Каменные замки начали строиться в первой половине XIV в. Старые деревянные укрепления не могли сдерживать сильного натиска врагов. Возникла оборонительная система из замков в Лиде, Новогрудке, Крево, Вильнюса и Тракай.

В начале XVI в. появился Мирский замок, жемчужина белорусского каменного зодчества, построенный магнатском родом Ильинича по типу замков-кастель. В первых хозяев замка не хватило денег на его достройки, и в 1568 г. он перешел к Радзивилов, тогда замок был завершен в стиле ренессанса. В плане замок близкий к квадрату с выступающему по углам башнями. Пятая башня имела въездную ворота с подъемным мостом и кованые решеткой, которая могла быстро остановить ралтовны нападение врага.
Мирский замок был хорошо приспособлен для огнестрельного защиты. Его стены имели два ряда бойниц, а башни использовались для стрельбы из тяжелых орудий. Именно башни выполняли главную защитную функцию: они были рассчитаны на прицельный огонь вдоль муров. Башни оставались последними очагами обороны, когда враги прорывались в замок..
Замок был административным центром Мирского графства, где находились канцелярия и тюрьма. Мирский замок в основном сохранился до нашего времени, и сейчас ведется реставрация этого замечательного памятника белорусского зодчества. Кроме каменных замков совершенствовались и перестраивались деревянные замки в Полоцке, Бресте, Минске, Гомеле, Мстиславле и других городах. Замки, другие оборонительные сооружения имелись почти во всех городах. Вот почему Беларусь средневековья называют страной замков. Вместе с замками втором господствующим архитектурно-композиционным центром городских поселений были торговые площади, где располагались здания магистратов, купеческие лавки, магазины. Значительное место в архитектуре указанного периода занимала пуль-това зодчества. Ни церкви, ни костелы XIV - первой половины XV в. на территории Беларуси не сохранились. Археологические исследования Верхней церкви в Гродно, церкви в Навагародку позволили предположить, что из этих построек начинается новый этап в белорусском культовом зодчестве, которому свойственно освоение готических традиций.

Борисоглебская церковь в Новогрудке была построена в 1519 г. на средства гетмана Великого княжества Литовского Константина Острожского. Для строительства использовано кирпич, а также фундамент храма XII в. из валунов и блоков известняка. В XVII в. к западной части церкви была сделана пристройка двух башен с бойницами, что свидетельствует о приспособления ее к защите. Живописный вид церкви придавала пол из квадратных, шестигранной, ромбовидных зеленых глазурованных плиток, а также крыша из зеленой и коричневой глазурованной черепицы. Церковь представляла собой трехнефную двухбашенный построение, план основного объема которой имел прямоугольную форму. 3 востока она заканчивалась многогранной апсидой, с запада к церкви примыкал притвор. В ее архитектуре отчетливо выделялись готические черты-зорчатыя своды, падпружныя арки и окна островерхая формы, контрфорсы.

Спасо-Преображенская церковь в Заславле была построена в середине XVI в. по приказу виленского воеводы Ивана Глебовича. Это аднанефавая прямоугольная в плане безапсидная построение. К главному фасаду примыкает пяциярусная башня. Внутри и снаружи стены церкви украшены пилястрами. Углы храма дэкарыраваны рустом, а стены завершаются аттиком, что придает сравнительно небольших по-мер постройке монументальный вид.
В XV - первой половине XVI в. были возведены фарный костел в Новогрудке, Троицкий костел в Клецке, костел Святого Духа в Грод-нет, Николаевский костел в в.Геранёны (Ивьевский р-н), костел Святого Михаила в в.Гнезца (Волковысский р-н).